15. Математическая модель транспортной задачи

В m пунктах отправления  (будем называть их поставщиками) находится  соответственно единиц однородного груза (ресурсов), который должен быть доставлен n потребителям  в количествах  единиц соответственно (назовем их потребностями). Известны транспортные издержки c-ij (расходы), связанные с перевозкой единицы груза из пункта отправления i в пункт потребления j. Требуется спланировать перевозки (указать, сколько единиц груза должно быть отправлено от поставщика потребителю x-ij) так, чтобы:

1. Весь груз из пунктов отправления был вывезен.

2. Потребности каждого пункта потребления были полностью удовлетворены.

3. Суммарные издержки на перевозки были минимальными.

Транспортная таблица.

Поставщик

Потребитель

Запас

 B-l

 B-n

 

 A-l

 X-ll,C-ll

 X-ln,C-ln

 

 a-l

 B-m

 X-lm,C-lm

 X-mn,C-mn

 

 a-m

Потребность

 b-l

 b-n

 

 

Модель транспортной задачи.

 , при ограничениях:   c-ij- матрица тарифов (издержек, транспортных расходов); x-ij- матрица перевозок.

Особенности транспортной задачи.

Коэффициенты при переменных во всех уравнениях ограничений равны либо 0, либо 1.

Каждая переменная встречается только в двух уравнениях ограничений: один раз в системе ограничений по запасам и один раз в системе ограничений по потребностям.

Система уравнений симметрична относительно всех переменных.

Условие баланса транспортной задачи.

Для разрешимости транспортной задачи необходимо и достаточно, чтобы запасы в пунктах отправления были равны потребностям в грузе в пунктах назначения  .

Если условие баланса выполняется, то модель транспортной задачи называется закрытой.

Если условие баланса не выполняется, то модель транспортной задачи называется открытой.

При нарушении баланса транспортной задачи.

Если  , в модель вводится фиктивный (m+1)-й поставщик  , для которого запас груза равен разности между суммарным спросом потребителей и фактическим запасом поставщиков  . Все тарифы на доставку груза от фиктивного поставщика считают равным 0:  . В транспортную таблицу добавляется одна строка.

 , в модель вводится фиктивный (n+1)-й потребитель  , для которого потребность равна разности между суммарным запасом поставщиков  . Все тарифы на доставку груза с фиктивными потребностями считают равными 0:  . В транспортную таблицу добавляется один столбец.

Создать бесплатный сайт с uCoz